«BUY-BACK»: РУКОВОДСТВО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ

 

Роман Ремидовский, адвокат, экономист

 

Российскими компаниями все чаще используется распространенная в западном деловом мире процедура обратного выкупа акций или «buy-back». Некоторые эксперты видят в «buy-back» панацею для корпорации в условиях крайней финансовой нестабильности. Кому выгодна эта процедура и какие риски ее сопровождают? Есть ли правовые ограничения для обратного выкупа акций? С чего начинается «buy-back»?

 

КОМУ ВЫГОДНА ПРОЦЕДУРА ОБРАТНОГО ВЫКУПА АКЦИЙ?

 

Процедура «buy-back» может быть интересна как самой компании в целом, так и ее отдельным акционерам.

Запуская процесс «buy-back», корпорация может преследовать самые разнообразные цели: от сохранения своей долгосрочной конкурентной позиции, предотвращения рейдерских атак и попыток поглощения конкурентами до реализации программы поощрения менеджмента и получения средств для выплаты дивидендов. Как правило, выступая инициатором процедуры «buy-back», предприятие, независимо от поставленной цели, стремится получить и дополнительный полезный эффект: снизить интерес к продаже своих акций у спекулянтов, сформировать у ценных бумаг положительный имидж, обеспечить успешное взаимодействие акционеров с топ-менеджментом корпорации. Не стоит упускать из виду и возможные недобросовестные действия со стороны руководства компании, планирующего выкуп предприятием собственных акций с целью манипулирования финансовыми показателями акционерного общества, поскольку в этом случае повышается один из наиболее важных оценочных факторов – прибыль на одну акцию.

Отдельные акционеры могут быть заинтересованы в обратном выкупе акций компанией, стремясь усилить свое влияние на ее деятельность и (или) поправить свое финансовое положение. Иногда акционеры даже имеют право требовать от эмитента выкупа акций, принадлежащих им самим. К таким случаям в силу п. 1 ст. 75 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (в послед. ред. от 27.12.2009; далее также – Закон № 208-ФЗ) относится принятие общим собранием акционеров ряда особо значимых для деятельности корпорации решений, если акционеры, требующие выкупа акций, голосовали против них или не принимали участия в голосовании. Думается, что в данной ситуации соответствующие акционеры желают вовремя «выйти из игры», получив определенное денежное вознаграждение. Но если частные интересы акционеров могут быть реализованы с помощью «buy-back» только в рамках деятельности предприятия, акционеры не требуют выкупа акций, а выступают с инициативой проведения такой процедуры.

Основную роль в запуске процедуры «buy-back» играют лица, достигшие высокого уровня корпоративного контроля. Обладая крупным пакетом акций, они, прежде всего, имеют непосредственную возможность определять, что именно выгодно компании, а это, по сути, означает возможность отстаивать свои собственные интересы. При этом ограничения полномочий общего собрания акционеров по инициированию процедуры «buy-back», которые могут быть установлены уставом АО в пользу совета директоров (наблюдательного совета) корпорации, не препятствуют проведению мажоритарным акционером необходимого решения через соответствующий орган. Выборы членов совета директоров осуществляются кумулятивным голосованием (п. 4 ст. 66 Закона № 208-ФЗ), что дает возможность мажоритарию гарантированно избрать в него своих представителей.

Кроме того, лица, достигшие высокого уровня корпоративного контроля, имеют возможность инициировать приобретение акций от своего имени у других акционеров, а в ряде случаев они должны это сделать.

В частности, п. 1 ст. 84.2 Закона № 208-ФЗ установлена обязанность направления лицом, которое приобрело более 30% общего количества определенных акций открытого акционерного общества, публичной оферты (обязательного предложения) владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в указанные акции, о приобретении у них таких ценных бумаг.

В силу п. 1 ст. 84.7 Закона № 208-ФЗ лицо, которое в результате добровольного предложения о приобретении всех ценных бумаг ОАО или обязательного предложения стало владельцем более 95% общего количества акций такого общества (с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам), обязано выкупить принадлежащие иным лицам остальные акции ОАО, а также эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в такие акции открытого общества, по требованию их владельцев.

Вместо выполнения последней обязанности приобретатель вправе направить в открытое общество требование о выкупе ценных бумаг, но должен выполнить требования владельцев ценных бумаг, заявленные ими до того, как он предъявил свое требование о выкупе (п. 9 ст. 84.7 Закона № 208-ФЗ). При этом такое право возникает у данного приобретателя независимо от предъявления миноритариями требований о выкупе акций (п. 1 ст. 84.8 Закона № 208-ФЗ).

Как видно, описанные механизмы отличаются от процедуры «buy-back» в ее «классическом» понимании, поскольку акции приобретаются мажоритариями, однако в результате достигаются некоторые из тех целей, что преследует обратный выкуп акций самим АО. Так, процессы, указанные в п. 1 ст. 84.2 и п. 1 ст. 84.7 Закона № 208-ФЗ, направлены на стимулирование дальнейшей концентрации капитала, чем обеспечивается более эффективное управление акционерным обществом. Положения п. 1 ст. 84.2 Закона № 208-ФЗ, помимо прочего, нацелены на профилактику рейдерства и защиту от недружественных поглощений. Механизм, предусмотренный в п. 9 ст. 84.7, п. 1 ст. 84.8 Закона № 208-ФЗ, позволяет защитить интересы миноритариев, желающих при сложившейся расстановке сил в органах корпоративного управления зафиксировать прибыль и выйти из общества.

Таким образом, статус мажоритариев может быть использован при выкупе акций как во благо самой компании, так и ее отдельных акционеров. Но в результате совершения владельцами крупного пакета акций сделок, «альтернативных» традиционной процедуре «buy-back», удается избежать тех законодательных ограничений, которые сопровождают схему выкупа акций эмитентом (см. о них п. 1 и п. 2 ст. 72, ст. 73 Закона № 208-ФЗ).

Возможность провести решение о запуске процедуры «buy-back» через уполномоченный орган есть и у миноритариев, в том числе в компании, не имеющей владельца контрольного пакета акций. Удобнее всего это сделать в тех случаях, когда полномочиями по инициированию данной процедуры обладает совет директоров (наблюдательный совет) АО, а миноритарий имеет определенное число своих представителей в совете и может заручиться мнением еще нескольких его членов.

 

С КАКИМИ РИСКАМИ МОЖЕТ СТОЛКНУТЬСЯ КОМПАНИЯ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАТНОГО ВЫКУПА АКЦИЙ?

 

Как уже отмечалось, одной из целей обратного выкупа обществом собственных размещенных акций может выступать сохранение своей долгосрочной конкурентной позиции. С использованием процедуры «buy-back» предприятие может добиться этого путем поддержания рыночных котировок своих акций, рационализации финансовых активов, изменения структуры капитала, инвестирования свободных денежных средств, перепродажи активов стратегическим инвесторам. При этом сохранение компанией долгосрочной конкурентной позиции на рынке немыслимо без защиты от рейдерских атак и противостояния попыткам поглощения конкурентами.

Успех корпорации в решении данных задач в рамках процесса «buy-back», прежде всего, зависит от рыночной конъюнктуры. Так, в условиях недооцененности акций компании рынком и активного развития соответствующего рыночного сегмента обратный выкуп ею своих акций вполне может ликвидировать или минимизировать диспропорцию между их биржевой (фактической) и рыночной (внутренней) стоимостью. В результате курс акций компании начнет неуклонно расти и, следовательно, многократно сократится риск того, что рейдеры и недобросовестные конкуренты за бесценок завладеют солидной долей предприятия. Но надежды топ-менеджмента корпорации на рост фондового рынка и котировок ее ценных бумаг могут не оправдаться, стоимость выкупленных акций может продолжить падать, а объемы производства предприятия – сокращаться. При таких обстоятельствах компания не только получит убыток, но и испортит отношения с инвесторами, выкупившими акции своего предприятия у миноритариев или на бирже, сделает настоящий подарок фондовым спекулянтам, не успевшим вовремя избавиться от безнадежных бумаг, и увеличит риск рейдерского захвата или недружественного поглощения общества.

Следует принять к сведению и тот факт, что подешевевшие акции должны быть изъяты компанией из свободного обращения своевременно. Однако установленные Законом № 208-ФЗ регламент и сроки проведения «buy-back» существенно сокращают вероятность оперативного выкупа акций в момент, когда их курс достиг минимального уровня. В частности, в силу положений данного Закона, решение о проведении «buy-back» принимается советом директоров АО (в том случае, если это прямо предусмотрено уставом компании и не запрещено законом) или общим собранием акционеров (в остальных случаях) (п. 1 и п. 2 ст. 72, п. 1 ст. 84.6); компания обязана уведомить акционеров – владельцев акций соответствующих типов не позднее, чем за 30 дней до начала срока выкупа (п. 5 ст. 72); срок, в течение которого осуществляется приобретение акций, должен быть не менее 30 дней (абз. 2 п. 4 ст. 72). Нарушение указанной процедуры может привести и зачастую приводит к аннулированию соответствующих сделок, о чем свидетельствует обширная арбитражная практика1.

Независимо от выбранной цели проведения «buy-back», компании необходимо учитывать также следующие немаловажные факторы.
В случае если для выкупа своих акций корпорация использует внешний капитал, возникает угроза финансовой стабильности акционерного общества. Этот риск существенно увеличивается у предприятий с большой долей обязательств. Проблема решается, если у корпорации в целях проведения процедуры «buy-back» есть возможность использовать капитал, выведенный из оборота, полученный от продажи непрофильных активов или дополнительно привлеченный от основных инвесторов. Однако такая возможность имеется далеко не у всех компаний, решивших выкупить свои акции.

 

ЕСТЬ ЛИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ДЛЯ ОБРАТНОГО ВЫКУПА АКЦИЙ?

 

Предприятию необходимо обратить внимание на целый комплекс правовых ограничений проведения процедуры обратного выкупа размещенных обществом акций, установленных п. 1 и п. 2 ст. 72, ст. 73 Закона № 208-ФЗ.

Во-первых, эти ограничения связаны с положениями учредительных документов корпорации (право АО на приобретение у акционеров собственных акций должно быть прямо предусмотрено его уставом).

Во-вторых, они касаются уставного капитала компании (ее уставный капитал должен быть оплачен в полном объеме).

В-третьих, ограничения затрагивают номинальную стоимость акций предприятия (номинальная стоимость акций общества, оставшихся в обращении, не должна быть менее 90% от его уставного капитала; при уменьшении уставного капитала общества путем приобретения части размещенных акций в целях сокращения их общего количества номинальная стоимость акций, оставшихся в обращении, не должна быть ниже минимального размера уставного капитала АО, предусмотренного Законом № 208-ФЗ).

В-четвертых, они учитывают финансовую состоятельность общества (на момент приобретения собственных акций АО не должно отвечать признакам несостоятельности (банкротства), указанные признаки не должны появиться в результате приобретения данных акций; на момент приобретения собственных акций обществом стоимость чистых активов АО не должна быть меньше его уставного капитала, резервного фонда и превышения над номинальной стоимостью ликвидационной стоимости размещенных привилегированных акций, владельцы которых обладают преимуществом в очередности выплаты такой стоимости перед владельцами типов привилегированных акций, подлежащих приобретению; в результате приобретения акций стоимость чистых активов общества не должна стать меньше размера выше указанных показателей).

В-пятых, они исключают «двойной выкуп» (на момент приобретения собственных акций общество не должно выкупить все акции, требования о выкупе которых предъявлены акционерами в соответствии со ст. 76 Закона № 208-ФЗ).
Несоблюдение указанных законодательных ограничений влечет ничтожность сделки по передаче обществом акций2.

 

В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ СДЕЛОК «BUY-BACK» ЧАСТО ВОЗНИКАЮТ ПРОЦЕДУРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ. ЧТО ЭТО ЗА ПРОБЛЕМЫ И КАК ИХ ИЗБЕЖАТЬ?

 

Основной блок таких вопросов связан с установлением цены выкупаемых акций.

Цена приобретения акционерным обществом акций в рамках «buy-back» определяется в соответствии со ст. 77 Закона № 208-ФЗ (абз. 2 п. 4 ст. 72 указанного Закона). В силу п. 1 ст. 77 Закона № 208-ФЗ цена выкупа эмиссионных ценных бумаг общества должна определяться исходя из их рыночной стоимости в случаях, когда в соответствии с цитируемым Законом данная цена определяется решением совета директоров (наблюдательного совета) АО. Пп. 7 п. 1 ст. 65 Закона № 208-ФЗ относит определение цены (денежной оценки) имущества, цены размещения и выкупа эмиссионных ценных бумаг к исключительной компетенции совета директоров. Однако из содержания п. 1 и п. 2 ст. 72 Закона № 208-ФЗ вытекает, что решение о проведении процедуры «buy-back» может принимать не только совет директоров, но и общее собрание акционеров. При этом цена приобретения обязательно указывается в решении о приобретении акций общества (абз. 1 п. 4 ст. 72 Закона № 208-ФЗ).

 

КАКОЙ ОРГАН КОМПАНИИ ДОЛЖЕН ОПРЕДЕЛЯТЬ ЦЕНУ ПРИОБРЕТЕНИЯ АКЦИИ ПРИ ОБРАТНОМ ВЫКУПЕ В ТОМ СЛУЧАЕ, КОГДА ТАКОЕ РЕШЕНИЕ ПРИНИМАЕТСЯ ВЫСШИМ ОРГАНОМ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА?

 

Следуя положениям ст. 77 Закона № 208-ФЗ и принимая во внимание арбитражную практику3, нужно ответить, что таким органом является совет директоров. Но если это так, то как можно указать выкупную цену в решении общего собрания акционеров о приобретении акций компании? Представляется, что это сделать невозможно, и возникает необходимость рассмотрения этого вопроса советом директоров после принятия общим собранием решения об обратном выкупе акций, что усложняет процедуру «buy-back», увеличивает сроки ее проведения и по самой своей сути противоречит абз. 1 п. 4 ст. 72 Закона № 208-ФЗ. По нашему мнению, по данной проблеме в законодательстве имеются явные концептуальные коллизии, которые должны быть устранены путем внесения соответствующих изменений в Закон № 208-ФЗ.

В случае выкупа акций мажоритарным акционером по требованию их владельцев в соответствии с п. 1 ст. 84.7 Закона № 208-ФЗ (альтернативная сделка «buy-back»), цена акций определяется в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 84.2 данного Закона. При этом законодательство не содержит ответа на вопрос о том, на какую дату должна определяться выкупная цена: на момент возникновения обязанности направления уведомления либо на момент, когда акционер узнал о своем праве требовать выкупа ценных бумаг и направил соответствующее требование. Ответ на этот вопрос немаловажен, поскольку лицо, которое стало владельцем более 95% общего количества акций открытого общества, может направить владельцам ценных бумаг, имеющим право требовать выкупа ценных бумаг, уведомление о наличии у них такого права в последний день срока, установленного п. 2 ст. 84.7 Закона № 208-ФЗ, то есть только на 35-й день с даты приобретения соответствующей доли ценных бумаг. Понятно, что за это время с рыночной ценой акции предприятия могут произойти всевозможные метаморфозы.

Принимая решение о том, быть или не быть процедуре «buy-back», компания должна иметь представление и об альтернативных способах достижения поставленных целей, а также о степени их законности.

Наиболее распространенным вариантом минимизации рисков и нейтрализации организационно-правовых проблем, сопровождающих «buy-back», является привлечение третьих лиц – дочерних компаний, собственников либо топ-менеджеров корпорации. В результате предприятие имеет возможность не только дешево и оперативно выкупить собственные акции, но и получить финансовые средства от внешних источников – в виде кредитов, предоставляемых указанным третьим лицам для приобретения акций. По сути, в этом случае действуют общие правила совершения сделок по купле-продаже эмиссионных ценных бумаг. В то же время не стоит забывать о требованиях к аффилированности лиц и об ответственности за использование инсайдерской информации, которая имеет тенденцию к ужесточению.

Еще одним методом разрешения процедурных проблем при «buy-back» является организация предприятием долгосрочной программы выкупа акций на открытом рынке. Этот способ используется не так часто, поскольку требует гораздо больших финансовых затрат, чем при организации соответствующей краткосрочной программы, и по этой причине его, как правило, непросто согласовать с акционерами. Однако выгодные стороны данной схемы очевидны – в большинстве случаев здесь указывается только конечный срок для выкупа установленного объема акций, поэтому менеджмент компании может осуществить сделку «buy-back» в самый нужный момент, своевременно сняв таким образом напряжение на фондовом рынке.

 

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ПРОЦЕСС «BUY-BACK»?

 

Подобно тому, как театр начинается с вешалки, классический процесс «buy-back», пожалуй, начинается с записи в уставе АО о его праве приобрести собственные акции.

Но одной такой записи для запуска соответствующей процедуры, очевидно, недостаточно. Необходимо еще решение уполномоченного органа. В роли данного органа выступает общее собрание акционеров или совет директоров (наблюдательный совет) корпорации. Последний правомочен принимать решение о приобретении обществом размещенных им акций, только если это прямо предусмотрено его уставом и если приобретение обществом собственных акций не связано с сокращением их общего количества. Кроме того, не следует забывать, что согласно абз. 6 п. 1 ст. 84.6 Закона № 208-ФЗ после получения открытым обществом добровольного или обязательного предложения о приобретении акций решение о приобретении этим АО размещенных акций принимается только общим собранием акционеров.

В случае, когда выкуп обществом собственных акций осуществляется по требованию акционера (ст. 75 и ст. 76 Закона № 208-ФЗ) или имеет место приобретение акций третьими лицами, в т. ч. в рамках добровольного и обязательного предложения (ст. 84.2, ст. 84.7 и ст. 84.8 Закона № 208-ФЗ), решения уполномоченного органа компании для инициирования соответствующих процедур не требуется. Более того, алгоритм такого выкупа акций будет отличаться значительной спецификой, которая заслуживает отдельного рассмотрения.

При принятии решения о приобретении обществом размещенных им акций должны быть учтены все законодательные лимиты проведения «buy-back», установленные п. 1 и п. 2 ст. 72, ст. 73 Закона № 208-ФЗ, а также соблюдены требования, предъявляемые к содержанию данного решения п. 4 ст. 72 указанного Закона. Поскольку правовые ограничения на приобретение обществом размещенных акций были рассмотрены ранее, здесь мы сделаем акцент на обязательных реквизитах решения о проведении «buy-back».

В соответствии с абз. 1 п. 4 ст. 72 Закона № 208-ФЗ решением о приобретении акций должны быть определены категории (типы) приобретаемых акций, количество приобретаемых обществом акций каждой категории (типа), цена приобретения, форма и срок оплаты, а также срок, в течение которого осуществляется приобретение акций.

Категории (типы) приобретаемых акций в их качественном и количественном аспекте компания определяет исходя из тех стратегических целей, которых она желает достичь в результате обратного выкупа, а также уровня своей финансовой состоятельности.
Цена приобретения обществом акций устанавливается его советом директоров (наблюдательным советом) исходя из их рыночной стоимости в соответствии со ст. 77 Закона № 208-ФЗ. При этом для определения рыночной стоимости акций может быть привлечен независимый оценщик, а в случае выкупа обществом собственных акций по требованию акционера участие независимого оценщика обязательно. Думается, что если акции компании торгуются на бирже и (или) цена спроса и цена предложения на акции регулярно публикуются в печати либо доводятся иным способом до неограниченного круга лиц, то ее совет директоров при отсутствии к тому законодательных ограничений может определить выкупную цену акции самостоятельно. В иных обстоятельствах возникает объективная необходимость воспользоваться услугами независимого оценщика. Данный подход позволяет обеспечить прозрачность механизма рыночного ценообразования в отношении акций общества и относительную оперативность проведения «buy-back».

Если владельцем от 2% до 50% включительно голосующих акций АО являются государство и (или) муниципальное образование, то процедура определения выкупной цены акций общества еще более усложняется и формализуется. Но при всем том законодатель значительно усовершенствовал содержание п. 3 ст. 77 Закона № 208-ФЗ.

Так, раньше данный пункт предусматривал, что в случае, если владельцем более 2% голосующих акций общества являются государство и (или) муниципальное образование, то необходимо привлечение государственного финансового контрольного органа. В результате на практике возникли споры о том, какими полномочиями должен обладать данный орган и каковы последствия его несогласия с проведенной оценкой рыночной стоимости имущества. По одному из дел ФАС Московского округа был даже сделан вывод, согласно которому нормами законодательства не предусмотрено, что для принятия советом директоров решения об утверждении рыночной стоимости имущества обязательно наличие положительного заключения государственного финансового контрольного органа о рыночной стоимости имущества4.

Пункт 3 ст. 77 Закона № 208-ФЗ в новой редакции: предусматривает обязательное уведомление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством РФ (далее – уполномоченный орган), о принятом советом директоров решении об определении цены объектов; приводит список документов, подлежащих представлению в уполномоченный орган; устанавливает последствия неполучения советом директоров заключения уполномоченного органа или получения отрицательного заключения; возлагает на уполномоченный орган обязанность приостановления исполнения решения совета директоров об определении цены объектов на срок проведения экспертизы отчета об оценке; предоставляет заинтересованным лицам право оспаривания заключений уполномоченного органа и результатов экспертизы в судебном порядке.

Важным моментом является то, что теперь в случае, если уполномоченный орган не направил в АО заключение в установленный срок, цена объектов признается достоверной и рекомендуемой для совершения сделки (абз. 16 п. 3 ст. 77 Закона № 208-ФЗ). В случае получения компанией отрицательного заключения уполномоченного органа совет директоров принимает решение об отказе от совершения сделки или решение об определении цены объектов с обязательным привлечением оценщика и соблюдением порядка, установленного ст. 77 цитируемого Закона (абз. 11 п. 3 ст. 77 Закона № 208-ФЗ).

При этом сделка, цена которой является, в соответствии с п. 3 ст. 77 Закона № 208-ФЗ, недостоверной, может быть признана недействительной по иску уполномоченного органа; данный иск подлежит удовлетворению, если допущенные нарушения являются существенными и сделка повлекла за собой причинение убытков обществу, государству и (или) муниципальному образованию (абз. 17 и 18 п. 3 ст. 77 Закона № 208-ФЗ). Это, по сути, исключение из общего правила, установленного п. 4 ст. 77 Закона № 208-ФЗ. В силу указанного пункта признание решения совета директоров об определении цены выкупа эмиссионных ценных бумаг компании недействительным не влечет за собой признания сделок общества, совершенных по цене, определенной на основании решения совета директоров, других сделок, решений иных органов общества, выпусков эмиссионных ценных бумаг общества, для совершения, принятия, размещения которых в соответствии с требованиями Закона № 208-ФЗ необходимо определение цены по правилам, установленным ст. 77 указанного Закона, недействительными.

Следует иметь в виду, что экспертизу отчета об оценке ценных бумаг, о которой идет речь в новой редакции п. 3 ст. 77 Закона № 208-ФЗ, может при наличии к тому оснований проводить не только уполномоченный орган, но и любое иное заинтересованное лицо. Порядок проведения экспертизы отчета об оценке ценных бумаг, а также требования и порядок выбора саморегулируемой организации оценщиков, осуществляющей проведение экспертизы, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование оценочной деятельности.

Приказом Минэкономразвития России от 29.09.2006 № 303 (в ред. от 10.07.2008) было утверждено Положение о порядке проведения экспертизы отчета об оценке ценных бумаг, требованиях и порядке выбора саморегулируемой организации оценщиков, осуществляющей проведение экспертизы. В соответствии с п. 2.3 данного Положения, проведение экспертизы отчета об оценке осуществляется саморегулируемыми организациями оценщиков, в том числе, объединяющими лиц, осуществляющими оценочную деятельность на основании ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 157-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"».

Форма оплаты выкупаемых акций определяется АО самостоятельно с учетом положений его устава. Если иное не предусмотрено уставом общества, оплата акций при их приобретении осуществляется деньгами (абз. 2 п. 4 ст. 72 Закона № 208-ФЗ). В установлении срока оплаты акций корпорация свободна полностью и, представляется, должна руководствоваться лишь принципами разумности и эффективности. Аналогичные принципы лежат и в основе определения акционерным обществом срока, в течение которого осуществляется приобретение его акций, с той лишь разницей, что согласно абз. 2 п. 4 ст. 72 Закона № 208-ФЗ данный срок не может быть меньше 30 дней.

 

ИТАК, РЕШЕНИЕ СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ (НАБЛЮДАТЕЛЬНОГО СОВЕТА) АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА О ПРОВЕДЕНИИ ПРОЦЕДУРЫ «BUY-BACK» ПРИНЯТО. ЧТО ДАЛЬШЕ?

 

Не позднее чем за 30 дней до начала срока, в течение которого осуществляется приобретение акций, общество обязано уведомить акционеров – владельцев акций определенных категорий (типов), решение о приобретении которых принято. Уведомление должно содержать сведения, которые выступают в роли обязательных реквизитов решения о проведении «buy-back» (п. 5 ст. 72 Закона № 208-ФЗ).

Каждый акционер – владелец акций определенных категорий (типов), решение о приобретении которых принято, вправе продать указанные акции, а общество обязано приобрести их. При этом норма абз. 4 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (в послед. ред. от 27.12.2009; далее – Закон № 39-ФЗ) запрещает регистраторам, являющимся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, совершать сделки с акциями зарегистрированного у него эмитента, но не препятствует приобретению обществом, самостоятельно ведущим реестр, выпущенных им акций по гражданско-правовым сделкам (Определение ВАС РФ от 14.05.2007 № 5124/07).

В случае, если общее количество акций, в отношении которых поступили заявления об их приобретении обществом, превышает количество акций, которое может быть им приобретено с учетом правовых ограничений в отношении «buy-back», акции приобретаются у акционеров пропорционально заявленным требованиям (п. 5 ст. 76 Закона № 208-ФЗ). При этом стоимость акций, принадлежащих акционерам, исходя из соотношения со стоимостью чистых активов, существенно снижается.

Собственные акции, приобретенные АО, не предоставляют права голоса, они не учитываются при подсчете голосов, по ним не начисляются дивиденды (абз. 2 п. 3 ст. 72 Закона № 208-ФЗ). Именно поэтому выкуп обществом собственных акций иногда задумывается как механизм усиления влияния акционера на деятельность компании.

Ценные бумаги, выкупленные корпорацией по решению об уменьшении уставного капитала, погашаются в момент их приобретения (абз. 1 п. 3 ст. 72 Закона № 208-ФЗ). В остальных случаях акции подлежат реализации по цене не ниже их рыночной стоимости не позднее одного года с даты их приобретения. В противном случае общее собрание акционеров должно принять решение об уменьшении уставного капитала АО путем погашения указанных акций (абз. 2 п. 3 ст. 72 Закона № 208-ФЗ).

 

ПРИМЕР

В арбитражной практике возник вопрос о правовых последствиях реализации предприятием размещенных акций, приобретенных им по решению совета директоров, по истечении установленного законом годичного срока с даты их приобретения. Президиум ВАС РФ в своих Постановлениях от 01.02.2000 № 5784/99 и от 06.12.2005 № 9341/05 отметил, что, поскольку последствий реализации акций позднее одного года со дня их приобретения Федеральным законом не установлено, сделки по реализации акций не могут являться недействительными по ст. 168 ГК РФ.

 

Применение норм ст. 48, ст. 65 и ст. 69 Закона № 208-ФЗ в их системном единстве позволяет сделать вывод, что вопросы, связанные с реализацией приобретенных обществом собственных акций, относятся к компетенции единоличного исполнительного органа компании. По этому же пути идет и арбитражная практика (см., например, постановление ФАС Дальневосточного округа от 19.04.2004 № Ф03-А37/04-1/778, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 12.05.2003 № А31-22/205).

Однако в остальном процедура реализации приобретенных самим обществом акций законодательством не регламентирована, поэтому здесь следует применять общие положения о сделках в отношении данных ценных бумаг. При этом не стоит забывать, что в случае появления при проведении таких сделок фактов, которые согласно ст. 30 Закона № 39-ФЗ являются существенными, компания обязана раскрыть соответствующую информацию о ценных бумагах в установленном порядке.


1 См., например: Постановление ФАС Московского округа от 26.08.2004 № КГ-А40/7182-04; Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.04.2005 № А78-275/03-С1-16/13-Ф02-1678/05-С2.

2 См., например: Постановление Президиума ВАС РФ от 06.06.2000 № 8217/98; Постановление ФАС Московского округа от 14.06.2005 № КГ-А41/4744-05; Постановление ФАС Московского округа от 12.07.2006 № КГ-А41/6060-06 по делу № А41-К1-23352/05.

3 См., например: Постановление ФАС Московского округа от 15.02.2006, 08.02.2006 № КГ-А41/36-06 по делу № А41-К1-8502/05.

4 См.: Постановление ФАС Московского округа от 25.08.2006 № КГ-А40/7710-06.

5 Экономические споры: проблемы теории и практики. 2003. № 4.

 

Задать вопрос Наверх