Системный подход к правовому регулированию отношений, возникающих из гражданско-правового договора

 

Ремидовский Р.А., адвокат, аспирант и преподаватель кафедры коммерческого права Российского государственного торгово-экономического университета, 2003 год

 

В ряду используемых юридической наукой общенаучных методов исследования особое место в последнее время занимает системный подход. Его специфика определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину1.

В основе решения проблемы применения системного подхода к анализу тех или иных явлений объективной реальности лежит, прежде всего, философский принцип единства мира. Поскольку мир един, постольку и его адекватное отражение должно представлять единство; системный, целостный характер природы обусловливает системность и целостность получаемого о ней знания. Тесно взаимодействуя с диалектикой, кибернетикой, синергетикой, формальной логикой, системный подход обогащает свой потенциал, и это приводит к достижению качественно новых результатов. «При этом парадигмы не просто сосуществуют, а взаимодополняют друг друга», – такова, по мнению некоторых исследователей, оптимальная схема научного познания2.

Сразу следует подчеркнуть, что, несмотря на свой парадигмальный характер, системный подход является не философским, а общенаучным, хотя и базирующимся на философско-методологическом принципе системности. Это связано, прежде всего, со сферой применения такого подхода – она ограничивается лишь целостными системами3.

В отличие от суммаций, целостные системы обладают четко выраженной элементностью состава, зависимостью генезиса и существования системы от каждого элемента и, наоборот, зависимостью элементов от системы и ее общих свойств. В результате взаимодействия элементов внутренние связи целостных систем оказываются гораздо прочнее и стабильнее внешних. Интегративные свойства, составляющие специфику целостности, принципиально новые по сравнению с теми, что имеются у компонентов, выступающих в функции элементов, а нередко и прямо противоположные4.

Правовая система представляет собой целостную социальную материальную систему. Ее подсистемами (или, выражаясь языком синергетики, «микроструктурами») выступают следующие основные составляющие: позитивное право, то есть совокупность общеобязательных правил поведения, выраженных в системе источников права; правовые отношения; правосознание; юридическая наука; правовые институты государства (прежде всего правоохранительные органы)5. Все эти компоненты находятся в неразрывной взаимосвязи, но в то же время каждый из них образует самостоятельную систему и выполняет собственные социальные функции.

Существуют разные точки зрения по поводу того, относится ли к источникам права частно-правовой договор, однако, вне всякого сомнения, он должен занимать определенное место в правовой системе, тем более что он по всем параметрам также представляет собой целостную систему.

Глубокий системный анализ договорных норм позволяет увеличить резервы экономической эффективности использования того или иного вида договора. И здесь целесообразно применить синергетический подход, претендующий сегодня, как известно, на статус общефилософской парадигмы. С позиций синергетики любой гражданско-правовой договор почти полностью строится на самоорганизации, поскольку субъекты сами устанавливают правила своего взаимодействия, а это – «самоорганизация в чистом виде»6. Однако в этой связи возникает вопрос об оценке значения самоорганизации для правового регулирования отношений, возникающих из договора определенного вида: в каких пределах она должна осуществляться, чтобы не перерасти в негативный фактор, и при каких условиях она наиболее эффективно реализует заложенный в ней потенциал.

Дело в том, что субъекты договора устанавливают правила своего поведения хотя и самостоятельно, но не стихийно, а целенаправленно, сообразуя варианты своих действий с законами избранной ими модели договора. Данные законы представляют собой самостоятельные элементы системы позитивного права, с которым осуществляет свое тесное и непосредственное взаимодействие тот или иной договор как система.

Если быть еще более точным, самоорганизация системы «гражданско-правовой договор» осуществляется только в сфере, заранее очерченной законодателем. Поэтому очень важно четко и недвусмысленно обозначить эту сферу, исключить из ее содержания коллизии и пробелы. Сделать же это можно лишь посредством создания стройной, логически выверенной системы правового регулирования отношений, возникающих из договора определенного вида.

Однако такая система должна включать в себя не только позитивное право как совокупность общеобязательных правил поведения, выраженных в системе источников права, но и правовые инструменты, организованные на других уровнях правовой реальности. Именно в этом случае будет достигаться разноплановое воздействие структурных элементов данной системы правового регулирования на общественные отношения, возникающие из конкретного договора7.

Итак, в системе правового регулирования отношений, возникающих из гражданско-правового договора, целесообразно выделить два уровня подсистем – вертикальный и горизонтальный. Каждый из них решает задачу определенного плана, что достигается, во-первых, качеством элементов (их природой, свойствами, количеством) и, во-вторых, структурой (их связью, взаимодействием).

Вертикальную систему составляют элементы, находящиеся в строгой иерархической соподчиненности между собой. В качестве компонентов здесь выступают источники права и правовые механизмы, обладающие различной юридической силой. Отсюда и основная задача, решаемая данной подсистемой в целом – устранение противоречий, возникающих между такими правовыми инструментами. Центральное средство решения задачи – связи субординации, детерминированные генезисом одних частей целого из других.

Дальнейшую классификацию целесообразно произвести уже непосредственно в рамках самой вертикальной подсистемы правового регулирования. В частности, в зависимости от качества элементов правовой реальности, объединенных в данную подсистему, можно выделить два блока: общий и специальный, каждый из которых также представляет собой иерархическую систему.

Общий блок (общая вертикальная система) включает в себя в качестве структурных элементов источники права, регулирующие отношения, возникающие из договора. Применение общей вертикальной системы правового регулирования приводит к созданию модели того или иного договора в соответствии с фундаментальными принципами и нормами как международного, так и внутригосударственного права, установлению «правил игры» для субъектов, использующих данную модель, то есть в результате обозначается то правовое поле, в пределах которого участники самостоятельны в выборе договорных условий. Общая вертикальная система не «выходит» на условия конкретного договора, вводя лишь его концептуальные, существенные условия.

Первыми структурными компонентами общей вертикальной системы применительно к правовому регулированию отношений, возникающих из договора, являются федеральный, региональный и местный уровни правового регулирования. Эти уровни выделяются в связи с тем, что Российская Федерация в соответствии с ч. 1 ст. 1 Конституции РФ является федеративным государством. Основное правовое регулирование гражданско-правовых договоров осуществляется, вне всякого сомнения, на федеральном уровне, однако отдельные виды договоров (например, наем жилого помещения) регулируются и нормами других отраслей права, которые, в свою очередь, отсылают правоприменителя к нормам регионального и местного уровней. В дальнейшем мы сконцентрируем свое внимание на федеральном уровне правового регулирования.

На федеральном уровне целесообразно выделить несколько групп правовых источников: федеральное законодательство в узком смысле (Конституцию РФ и законы); делегированное законодательство (подзаконные акты); судебную практику; обычаи делового оборота.

По поводу места в данной иерархии группы источников, имеющих международный характер, высказываются кардинально противоположные точки зрения. Одни исследователи подчеркивают его самостоятельность и независимость от других источников права, другие предлагают поставить выше Конституции. Представляется, что в строго иерархической системе проблема местоположения данного элемента должна быть решена самым определенным образом. В этой связи в данной группе целесообразно выделить две подгруппы компонентов: общепризнанные принципы и нормы международного права, которые в силу их фундаментального и в этом смысле наднационального характера следует поставить по юридической силе выше Конституции РФ, и международные договоры Российской Федерации, которые целесообразно поставить ниже Конституции, но выше федеральных текущих законов, так как, во-первых, ратификация международного договора РФ происходит в форме федерального закона, а во-вторых, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, применяются правила международного договора.

Специальный блок (специальная вертикальная система) включает в себя в качестве структурных элементов уже не источники права в их общепринятом смысле, а правовые инструменты, образованные на самых различных уровнях правовой системы. Применение специальной вертикальной системы правового регулирования представляет собой второй этап деятельности по формированию условий конкретного договора и в этом заключается основное предназначение данной системы. Другая задача специального блока – разрешение проблемы наличия пробелов в праве посредством применения определенного механизма.

Таким образом, можно выделить пять иерархически соподчиненных уровней специальной вертикальной системы правового регулирования отношений, возникающих из договора: императивные нормы законодательства; условия конкретного договора; диспозитивные нормы законодательства; обычаи делового оборота; аналогию закона и аналогию права.

Второй глобальной составляющей системы правового регулирования отношений, возникающих из частно-правового договора, является горизонтальная подсистема. Ее составляют компоненты, находящиеся между собой в связях координации, то есть здесь отсутствует какая-либо иерархия. В качестве элементов горизонтальной подсистемы выступают правовые механизмы устранения коллизий между нормативно-правовыми актами одинаковой юридической силы. К таким правовым механизмам, в частности, относятся: применение специального закона вместо общего; применение кодифицированного закона вместо отраслевого не кодифицированного; применение более позднего акта вместо ранее принятого.

Разумеется, горизонтальная система правового регулирования не может применяться отдельно от вертикальной системы, поскольку обе они консолидировано решают одну стратегическую задачу – комплексное и целостное регулирование отношений, возникающих из гражданско-правового договора, в результате чего повышается качество законодательства в этой сфере и эффективность его применения.


1 См.: Горский Д.П., Ивин А.А. и др. Краткий словарь по логике. М., Просвещение, 1991. С. 172.

2 См.: Ветютнев Ю.Ю. Синергетика в праве // Государство и право. 2002. № 4. С. 64.

3 См.: Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973; Садовский В.Н. Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ. М., 1974; Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М., 1978 и др.

4 Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., Проспект, 2001. С. 465 – 466.

5 См.: Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 1997. С. 158 – 168; Бобылев А.И. Современное толкование системы права и системы законодательства // Государство и право. 1998. № 2. С. 22.

6 Ветютнев Ю.Ю. Указ. соч. С. 65.

7 В результате комплексного регулирования общественных отношений как нормами права, так и нормами договора, возникают правовые отношения, которые также представляют собой самостоятельный элемент российской правовой системы и характеризуются глубоко уникальным уровнем организации. Качество этого уровня является своего рода квинтэссенцией взаимодействия системы правового регулирования с системой частно-правового договора. Следовательно, создавая систему правового регулирования данного договора, мы не можем обойти вниманием как саму систему правовых отношений, так и те взаимодействия, которые она осуществляет с другими структурными элементами правовой системы. Однако эта тема является предметом самостоятельного исследования.